Ходили мы походами

Военные действия, связанные с завоеванием Москвой Казанского ханства, вынудили удмуртское население покинуть свои насиженные места и переселиться в леса левобережья.Эти земли пустовали до 1595 года.

Преподобный ТрифонНа исходе 16 столетия преподобный Трифон-основатель Вятского Успенского монастыря, спускаясь на ушкуях по течению реки Вятка, увидел местечко пустынное и безлюдное. Он обратился к царю Федору Иоанновичу (сын Ивана Грозного) с прошением прав на владение пустующими полянками. И в 1595 году получает грамоту, согласно которой обширные вятские полянки, принадлежавшие тогда Казанскому ханству, отвелись Хлыновскому Успенскому монастырю. Осенью 1595 года Трифон предъявил Казанскому воеводе царскую грамоту об отводе Полянок. Воеводою в Казани в то время (1592-1598г.г.) был Иван Михайлович Воротынский. Он распорядился отвести игумену Трифону с братией огромную территорию заброшенных пахотных, луговых, лесных и рыболовных угодий.  Здесь был построен деревянный храм во имя Рождества Христова.

На новые земли Трифон перевел часть Вобловицкой волости с правом замены по истечении определенного срока. Вокруг монастыря стали селится и крепостные люди, бежавшие из Новгородской и Суздальской губернии. Приезжие люди с охотой селились на монастырской земле, т.к. «монастырские крестьяне несли меньше тягот и налогов, нежели крестьяне государевы и другой служилый люд. Крестьяне монастырские пользовались большими льготами в пользовании земельными угодьями, кроме того имели полное право выбыть с вотчины, посадив на свое место охочих работников, так называемых «садаков». Налоги с монастырских крестьян выражались в следующем виде: оброчных с душевого надела – по 40 копеек с души; неокладные – за покосы, пчеловодство. Рыбная ловля, щипание хмеля, лесной промысел и другие виды дохода – выражалось около 100 рублей со всех вотчинных крестьян, что составляло лишь более 1 рубля не с душевого надела, а с целого монастырского хозяйства»  «...А на тех полянах пашни ещё нет и сенные покосы нерасчищены, а зачинают крестьяне селиться - пашни пахать и сенные покосы расчищать внове да округ Рождественского монастыря».

По переписи 1646 года в селе Поляны числился 91 двор. А в 1656 году, когда в Поволжье была страшная эпидемия, население Вятских Полян вымерло практически все. Однако со временем население села восстановилось. Количество дворов  даже увеличилось - за счет поселения вольных людей и разделения больших  семейств. «В 1656 году население Полянок практически все вымерло от «морового поветривания» и сделалось в вотчине «великое запустение – 78 дворов вымерли без остатку, остальное население почти целиком разбежалось». После окончания «мора» в выморочных домах поселились люди из окольных деревень, а также и дальние приезжие люди. Вскоре вотчина восстановилась, количество дворов увеличилось. 

С 1759 года из-за быстрого роста промышленности в Прикамье и Поволжье все деревни в Вятскополянской округе оказались приписанными к строящимся заводам – Ижевскому, Воткинскому, Пыжманскому, что, конечно же, не могло не подорвать экономику крестьянских хозяйств. Не облегчил положения крестьян и указ Екатерины второй от 1764 года о лишении монастырей их земель вместе с крестьянами в пользу государства. В тот год закончилось почти двухсотлетнее существование и Рождественской обители.  

Тяжким бременем на плечах крестьян оставались лежать  многочисленные поборы, в виде подушной подати, рекрутчины и т.д. Поэтому крестьянское восстание 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева, объявившего себя царем Петром третьим, нашло широкий отклик в сердцах вятских крестьян, которые, как утверждает старая молва, в душе своей никогда не считали себя крепостными. Крестьянская война охватила села: Сарапул, Кильмезь, Мултан, Вятские Поляны, Мамадыш, города Елабугу, Малмыж и ряд других мест.

В 1774 году Пугачев предпринял наступление с Урала на Казань, подойдя к границам Вятского края. Переправившись через Каму, пугачевская армия вступила в Воткинск и Завьялово, где встретила правительственные войска. Произошло сражение, в котором пугачевцы победили и вступили в Ижевск. Затем они, поддержанные вятскими крестьянами, работными людьми, удмуртами, татарами, марийцами, заняли Мензелинск, Елабугу, Мамадыш. В районе Мамадыша войска Пугачева переправились через Вятку и стремительно пошли на Казань. Работные люди пыжманского медеплавильного завода (в 15км северо-восточнее Вятских Полян) изготовили несколько пушек и доставили их в лагерь восставших, который по преданию находился возле деревни Ямышка. Изображение пушки, названной «пугачевской» представлено на фотографии в экспозиции музея, здесь же находится ядро и казенная часть пушки. Она была найдена в банной печи близлежащей деревни.
В витрине музея представлено оружие 18 века. Это и огнестрельный кремниевый пистолет, палаш (холодное оружие, сочетающее в себе свойства меча и сабли), бердыш (колюще- рубящее оружие, благодаря длинному древку помогало обороняться от конных противников), различные наконечники копья, кистени (ручное ударное оружие, состоящее из гирьки на цепной или ременной связке, прикрепленной к рукояти). Присоединившиеся крестьяне были вооружены косами и вилами.
Таким образом, хотя восстание имело огромное прогрессивное значение в истории как Вятского края, так и всей России. Оно заставило обратить внимание на проблемы крестьянства.

В 1780 году было пересмотрено административно-территориальное деление империи. 

Село Вятские Поляны стало волостным центром, войдя в Малмыжский уезд Вятской губернии. Вятскополянцы занималось кустарными промыслами и ремеслами, в том числе традиционно вятскими: плотницким, гончарным, бондарным, кузнечным, скорняжным и т.д. Крестьянские вопросы разрешались на сельских сходах, где всем заправлял сельский староста.

ЗАНЯТИЯ КРЕСТЬЯН.
В этой витрине представлены некоторые занятия и ремесла крестьян. Любимым музыкальным инструментом была балалайка, даже простые деревянные ложки в умелых руках могли заиграть.
Основным занятием женщин являлось рукоделие. Долгими зимними вечерами, когда страдная пора была за плечами, при свете лучины они занимались вышивкой, прядением, вязанием... Незамужние девушки готовили себе приданое, пели песни. В витринах музея мы видим пяльцы с домотканым полотном и вышивкой, веретена с напряденными клубками.
Мужчины мастерили разнообразные корзинки из веток, коры, дранки. Кроме того, плели лапти для всей семьи и прочие предметы. Баловали ребятишек игрушками из мочала. Обратите внимание - такие игрушки были безликими, поскольку люди считали - сделаешь кукле лицо, она будет похожа на человека. И нечистая сила может перепутать человека с куклой. Игрушки также изготавливали и из глины. Это были всевозможные зверюшки, свистунки. Крестьяне старались украсить и свой быт. С этой целью расписывали посуду в основном растительным орнаментом, таким как на деревянной ложке и берестяном туесочке. Помимо росписи, выполняли и резьбу по дереву - в экспозиции музея представлен резной ковш.

Пригодился материал, если да то поделись ссылкой

Добавить комментарий

На сайте допускаются комментарии, только адекватного содержания, написанные "литературным" языком. Комментарии проходят обязательную модерацию администрацией сайта.


Комментарии  

 
0 # Волостной центрВладимир Слесарев 23.08.2014 00:54
Сведения об административно м делении нужно уточнить.
Малмыжский уезд был образован в 1818 году и состоял из 15 волостей, в том числе Усадской, в которую входило и село Вятские Поляны.
Волостным центром Вятские Поляны стали в начале ХХ века.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
VK
ОК
FB

Мемориальный дом-музей Г.С.Шпагина

Экскурсионные маршруты

Театрализованные программы

 

Музейный абонемент

Проект "Маланьина свадьба"


 
 

Сувенирная лавка