Артиллерийский кондуктор.

 

Андрей Федорович Черных родился 13 октября 1869 года в селе Шурма Уржумского уезда Вятской губернии, в Среднем Поволжье. Кроме него, в семье росли еще два брата: старший - Максим, примерно, 1850-1853 г.р. и Степан, 1866 г.р. Андрей Черных был призван на службу в 1891 году, в возрасте 22-х лет в военно-морской флот. Служить ему довелось на Балтийском флоте. С самого на­чала службы он был зачислен в 1-ый Балтийский флот­ский экипаж (4).

ФормулярПолтаваС 5 сентября 1897 года после учебной подготовки он попал служить на эскадренный броненосец «Полтава» (5). На каких судах до этого времени находился Андрей, не­известно. По всей вероятности, вначале он служил рядо­вым матросом при обслуживании артиллерийского обо­рудования на одном из военных кораблей Балтийского флота. Для морской службы предпочтение отдавалось грамотным призывникам, которые были знакомы с тех­никой, в том числе, промышленные рабочие.(6).

В 1732 г. в селе Шурма Вятской губернии был постро­ен медеплавильный завод, который в 1747 г. перешел во владение династии Мосоловых выходцев из Тульской ору­жейной слободы. Значительная часть мастеровых муж­ чин для работы на заводе прибыла в Шурму из Тульской губернии. Находились в селе и иностранные специали­сты. В это время в с.Шурма и поселились предки Андрея Федоровича. Этот факт подтверждает и сохранившийся в селе дуб, которому свыше 300 лет, посаженный кем- то из Черных. Во второй половине XVIII века в окрест­ности Шурмы было построено еще два завода, которые стали уже железоделательными. В 1865 г. заводы взяты в казенное управление и пришли в упадок. Большинство мастеровых людей вынуждены были заняться крестьян­ским трудом.

Родители Андрея Черных и их родственники посели­лись в 13 км от Шурмы и организовали Черновский по­чинок, но вскоре вновь перебрались в село Шурма т.к. крестьянский труд им был непривычен, да и надо было думать об образовании детей. Все это свидетельствует о том, что родители Андрея Черных были грамотными и довольно состоятельными людьми. Впоследствии, их старший сын Максим занялся торговлей, Степан зани­мался столярным делом, а Андрей работал на оставшем­ся заводском производстве. Все это пригодилось Андрею Черных во время службы на флоте.

Черных на орудииК моменту перехода Андрея на броненосец «Полтава», срок его службы на флоте подходил к концу. Ему оста­валось служить ровно один год. Вместе с ним на корабле проходил службу Александр Васильевич Колчак (1874- 1920 гг.), будущий адмирал флота, один из лидеров бело­го движения, расстрелянный большевиками в 1920 году (7).

В 1898-1899 гг. броненосец зимовал в Прибалтике, в Либаве (Лиепае). На нем уже исполнял свои обязанности в качестве одного из кондукторов Андрей Черных. На во­енных кораблях числилось от 6-и до 12-16 кондукторов. На эту должность трудно было найти хорошего специали­ста, владеющего навыками работы и обслуживания ар­тиллерийского оборудования на военных судах.

Во второй половине XIX в. моряки служили семь лет. Это был самый длительный срок службы самого большого флота среди морских держав мира. Андрей Черных остался на сверхсрочную службу в качестве артиллерийского кондуктора. Женился. В 1902 году Андрей Федорович был награжден светло-бронзовой медалью за успешные стрельбы из артиллерийского орудия. На «Полтаве» он прослужил вплоть до 4 октября 1903 года. Взысканий по службе не имел, только одни благодарности и награды. Вместе с ним на броненосце «Полтава» служил Александр Васильевич Колчак в звании лейтенанта - будущий верховный правитель Сибири.

Нижние чины сверхсрочной службы и кондукторы по­явились в российском флоте лишь в 90-х годах XIX века (8). Число сверхсрочников, к сожалению, было очень ма­лочисленным из-за низкого жалования. Кондукторы за работу на берегу получали всего 45-50 рублей в месяц. Столько же получал рядовой рабочий, не обремененный строевой службой и муштрой. Андрея Черных ценили на службе как грамотного, квалифицированного специали­ста своего дела, да и исполнял он свои обязанности не за жалование, а по своему призванию, иначе бы не остался на сверхсрочный срок службы.

Во второй половине XIX в. начинается интенсивное строительство новых военных кораблей Балтийского и Черноморского флотов. В мире запахло порохом. Веду­щие капиталистические державы готовились к переделу мира. Не отставала от них Россия и Япония. Русские во­енные корабли строились на судовых верфях Петербурга, Германии. Великобритания, как «владычица морей», по­могала строить военный флот Японии.

С 1898 года в Германии, на судовой верфи, в городе Данциге, на заводе фирмы Шихау Россия начала строи­тельство крейсера «Новик», аналогом которому не было в мире. Не зря крейсеру дали такое название, которое означало: новый, ранее неизвестный. Крейсер «Новик», действительно, отвечал всем требованием современно­сти того периода и был непревзойденным, как по воен­ной мощи, так и по скорости, которая составляла 25-26 узлов (9).

С ноября 1898 года наблюдателем за постройкой кора­бля российское военно-морское командование назначи­ло Петра Федоровича Гаврилова. В этом же году он стал формировать команду крейсера. 4 декабря 1901 года П.Ф. Гаврилов назначен первым командиром крейсера 2-го ранга «Новик». В 1902 году командиром крейсера становится H.О. Эссен.

18 мая 1902 года крейсер прибыл в Россию, в город Кронштадт, и был зачислен в отдельный отряд судов Балтийского моря, назначенных для испытаний. Прика­зом главнокомандующего флотом крейсер приписали к 19-ому флотскому экипажу. «Новик» был укомплектован тремя штабс-офицерами, 8-ю обер-офицерами, двумя инженер-механиками, 42-мя унтер-офицерами, 268-ю рядовыми матросами. Всего в экипаже числилось 324 человека вместе с капитаном (10).

 

Пригодился материал, если да то поделись ссылкой

Добавить комментарий

На сайте допускаются комментарии, только адекватного содержания, написанные "литературным" языком. Комментарии проходят обязательную модерацию администрацией сайта.


VK
ОК
FB

Не указан источник материалов. Пожалуйста, проверьте настройки модуля.

Мемориальный дом-музей Г.С.Шпагина

Экскурсионные маршруты

Театрализованные программы

 

Музейный абонемент

Проект "Маланьина свадьба"


 
 

Сувенирная лавка